Федерация

Главный раввин России Берл Лазар в начале этой недели взял тайм-аут во время своего визита в США, чтобы посетить еврейский летний лагерь для людей с особыми потребностями, а также с физическими или умственными недостатками. Визит состоялся, когда главный раввин находился в Нью-Йорке, чтобы отметить Гиммель Таммуз, 25-ю годовщину кончины раввина Менахема-Мендла Шнеерсона, благословенной памяти.

Атмосфера в круглосуточном лагере, который продлится семь недель, очень вдохновляющая благодаря учениям Любавичского Ребе, заявил раввин Иуда Мишель, исполнительный директор лагеря HASC. «Ахават Исроэль (любовь к ближнему-еврею) здесь магнетична; это притягивает вас. И то, как люди относятся друг к другу ставит всех в равные условия». «Когда раввин Лазар был здесь, мы говорили об этом», – сказал Мишель. «Все, что вы изучаете в теории, и то, о чем говорил Любавичский Ребе, проявляется здесь в том, как люди относятся друг к другу и заботятся друг о друге».

Визит Лазара последовал за прошедшим в лагере фарбренгеном (собранием хасидов), посвященном Гиммель Таммуз, который состоялся накануне. «Ребе был самым значительным лидером еврейского народа в современном мире», – сказал Мишель Chabad.org. «Он был не только Ребе для движения «Хабад-Любавич», но и главой поколения, его жизнь и уроки касаются всей еврейской общины и всего человечества».

Лазар прибыл на вертолете на территорию лагеря HASC в северной части штата Нью-Йорк 7 июля, чтобы побольше узнать о нем, а также посетить мальчика из Москвы, который проводит там лето. Лазар осмотрел медицинские учреждения лагеря, терапевтические кабинеты, некоторые зоны отдыха и даже произнес несколько благословений. Отметив, что есть награда для людей, которые помогают детям с особыми потребностями и приближают их к Б-гу, Лазар сказал персоналу лагеря, что они должны быть благословлены.

«Для нас это было большой и особенной честью», – сказал Мишель. «Мы все были удивлены тем, насколько естественно и комфортно чувствовал себя раввин Лазар, общаясь со всеми. Это было действительно что-то». «Месирас нефеш (самопожертвование) и ахават Исроэль раввина Лазара нефеш были очень естественными. Людей просто тянуло к нему. Они хотели поговорить с ним, и он проводил много времени с людьми», – рассказал Мишель. «Это было очень круто».

Мишель сказал, что «все, что представлял Ребе, и его социальный подход к миру – его ценности, его богословие — это то, чему каждый может научиться». «А в лагере HASC, где у вас есть отобранные вами сотрудники, которые работают для других, нет более очевидной темы программы для сотрудников, чем говорить о Ребе на его йорцайт (годовщину смерти по еврейскому календарю)».

chabad.org

Поделиться
Отправить

Соглашение было подписано начальником УФСИН России по Самарской области генерал-лейтенантом внутренней службы Рамизом Алмазовым и Президентом ФЕОР, раввином Александрой Бородой.

На встрече по передаче подписанного соглашения, а также урегулировании дальнейшей схемы работы присутствовали Руководитель Департамент по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными органами, раввин Аарон Гуревич, Главный раввин Самары Шломо Дойч, Заместитель начальника УФСИН России по Самарской области, Полковник внутренней службы Игорь Третьяков.

Подписанное соглашение регулирует следующие аспекты взаимодействия структур: список духовных лиц (раввинов), имеющих доступ к работе с заключенными; разрешенная к передаче еврейская литература; места на территории колоний, отведенные для богослужений и график посещения заключенных. ФЕОР организует гуманитарную помощь заключенным и людям, находящимся под следствием: отправляет продуктовые посылки к традиционным праздникам, медикаменты, религиозную литературу и необходимую атрибутику иудаики. Важной частью работы является оказание духовной поддержки не только отбывающим наказания, но их близким людям. Подписанное соглашение делает возможным совершать эти благие действия с одной стороны без лишней бюрократии, с другой стороны с соблюдением всех необходимых законных норм.

«В русском языке есть устойчивое выражение, пословица: «от суммы и тюрьмы не зарекайся», с которым невозможно поспорить. Мы все ошибаемся, иногда люди совершают серьезные ошибки, за которые по закону должны понести наказание. Но наказание не просто так имеет определенный промежуток времени и уровень тяжести, общество уверенно в том, что человек может исправиться, и затем начать жизнь заново. В том, чтобы не потеряться еще больше, чтобы иметь силы осознать свой поступок и начать истинное исправление, необходима серьёзная духовная опора. И религия лучше всего справляется с этой задачей, помогает выстроить жизнь правильно, найти ответы на сложные вопросы, и главное дать надежду жить дальше. В Торе описаны специально устроенные «города-убежища», где люди, совершившие непреднамеренное преступление, могли скрыться на время. Федерация еврейских общин работает, чтобы обеспечить евреев всем необходимым для полноценной религиозной и общинной жизни, где бы они не находились, в какую бы сложную ситуацию не попали. Наше государство на высоком уровне идет на встречу в данных вопросах, всячески оказывает содействие – подписание такого рода соглашений лишь иллюстрация колоссального комплекса взаимной работы и дружбы», – прокомментировал Президент ФЕОР, раввин Александр Борода.

Это уже третье соглашение, заключенное между ФЕОР и территориальными органами ФСИН России, с установлением бессрочного времени исполнения.

Поделиться
Отправить

Маймонид – один из величайших средневековых философов, в еврейской традиции известен как РАМБАМ – аббревиатура из начальных литер полного имени Рабейну Моше бен-Маймон. Он жил в начале XII века в Испании в городе Кордова. После 1148 года его семья бежала из Испании и спустя несколько лет скитаний осела в Египте, где Рамбам возглавлял еврейскую общину и  служил лейб-врачом у Султанов Фосада и Саладина. В иудейском мире говорят: «От Моше до Моше не было подобного Моше», – так велик вклад Рамбама в развитие еврейской мысли.  Но его наследие не ограничивается только еврейской философией, оно также включает труды по логике и медицине, в которых затрагиваются темы от астрономии и психологии до истории и математики. Самым известным произведением для историков философии считается «Путеводитель растерянных», на иврите «Морэ невухим». Труды Рамбама глубоко повлияли на философию Фомы Аквинского, Спинозы и Мозеса Мендельсона. Для Иудаизма работы Рамбама имеют фундаментальный характер, сформулированные им 13 принципов веры вошли в порядок ежедневных молитв.

Труд «Мишне Тора» («Повторение Торы») смог обобщить и систематизировать талмудическую традицию, изложив в доступной форме всю совокупность религиозного законодательства.

В конце XIX века в издании Вильна-Варша вышло полное собрание «Мишне Тора»  и много лет перевыпускалось без изменений. С тех пор были обнаружены черновые рукописи Рамбама и его комментарии к «Мишне Тора», также в издании Вильна-Варша были найдены фактические ошибки и пробелы, связанные с цензурой. Известен факт, что Рамбам уже после завершения работы над книгой, после того, как с нее начали снимать копии, продолжал вносить правки в свой текст, таким образом, не прекращая работу над ним до конца своей жизни. Весь этот комплекс вводных требует подробного изучения и внимания современных выпускающих редакторов.

Рамбам указывает, что над книгами «Мишне Тора»  он трудился  около 10 лет. У редакционной команды российского издания ушло 8 лет на выпуск всех 14 томов, а также приложений в виде «Книги Заповедей» и «Послания».  Проектом руководил израильский издатель и переводчик Менахем Яглом.  Все книги сборника сопровождаются подробными и актуальными комментариями и примечаниями. Редакторы отбирали наиболее интересные для русскоязычного читателя комментарии из существующих авторитетных раввинистических текстов.  В Примечаниях редакторами (научная редактура Меира Левинова) поясняется релевантность указанного Рамбамом мнения в современном еврейском законодательстве, а также приводится другая точка зрения по тому или иному вопросу. В «Мишне Тора»  входят абсолютно все законы, выводимые из Торы, вне зависимости от их злободневности, и, более того, помимо практических указаний Рамбам включает в текст экзистенциальные, мировоззренческие темы. В Сборник входят книги: «Знание», «Любовь», «Времена», «Женщины», «Святость», «Обязательства», «Семена», «Служение», «Жертвоприношения», «Чистота»,  «Ущербы», «Имущество», «Законы», «Судьи».

Главный редактор проекта и издательства «Книжники» Борух Горин благодарит всех, кто работал над выпуском сборника: «Всех причастных не перечислить. Лучшие русскоязычные специалисты по иудаике вложили свой труд. Менахем Яглом собрал уникальную компанию людей, которые смогли это сделать. Особая благодарность Вадиму Марковичу Аминову, без которого реализация проекта была бы невозможна, выдающемуся любителю еврейской книги, читателю и почитателю. Он вложил и продолжает вкладывать огромные ресурсы и собственное время в наше уникальное издательство. Рамбам на русском — целиком и полностью его инициатива».

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, так прокомментировал выход «Мишне Тора»: «Выход академического сборника «Мишне Тора» Рамбама – это настоящее событие для российской еврейской общинной жизни,  показывающее, на каком высоком академическом уровне находится русскоязычная иудаика сегодня. То, что издание будет востребовано у широкой публики, у нас не вызывает сомнений,  ведь это интеллектуальный  подарок не только иудеям. Рамбам или Маймонид – яркий мыслитель, повлиявший на ход мировой истории философии. Издание «Мишне Тора» интересно и важно для всей русскоговорящей гуманитарной аудитории.  В Предисловии к своей книге Рамбам пишет: «Цель этого сочинения – сделать законы Торы, как заповеди, так и постановления мудрецов и пророков, достоянием всех, и малого, и великого». Разумеется, «Мишне Тора» нельзя назвать легкой литературой,  но в ней действительно системно, логично, прибегая к доступным для понимания примерам, изложена еврейская мудрость».

Поделиться
Отправить

Этим летом исполняется 5 лет антинаркотической программе, реализуемой Федерацией еврейских общин России.

За это время было проведено более 150 информационно просветительских мероприятий, направленных на профилактику наркомании и алкоголизма среди населения. Оказана адресная помощь лицам, столкнувшимся с проблемами опасных для человека зависимостей. Состоялось множество семинаров повышения антинаркотической эффективности специалистов социальной сферы, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений. Участниками семинаров, тренингов, лекций, интенсивов и бесед стали более 3500 человек, а получить помощь в консультационном центре смогли 1500 человек.

Программы ФЕОР реализуются в Москве и Московской области, Твери, Туле, Рязани, Орле, Брянске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Казани, Екатеринбурге, Нижнем-Тагиле, Севастополе, Томске, Хабаровске, Якутске, Владивостоке, Находке, Уссурийске, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском.

Президент ФЕОР, раввин Александр Борода: «Когда человек попадает в любую зависимость, он как бы перестает обладать собой, его желания, стремления, цели, вся его личность подчиняется удовлетворению одной чуждой самой природе человека потребности. Иудаизм отрицательно относится к любым видам зависимостей, остерегает людей от действий, приводящих к тяжким последствиям. Но, к сожалению, почти никто не застрахован от того, чтобы впасть в нарко или алко зависимость, порой даже успешные и благополучные люди сталкиваются с этой бедой. Есть много раввинов, специализирующихся на вопросах наркозависимости. В их профессиональном сообществе звучит популярное мнение, что зачастую люди становятся наркоманами в момент потери своей самооценки. Следовательно, чтобы оказать таким людям помощь, нужно дать им возможность заново поверить в себя и полюбить себя самих.

Человек создан по образу Всевышнего, наделен свободой выбора, огромным творческим и созидательным потенциалом, и в его власти улучшить качество собственной жизни, приносить радость своим близким. Это должны понять и принять к действию все, кто столкнулся с бедой. Конечно, дело не только в словах, требуется колоссальная работа по исправлению многих сфер жизни, но отправной точкой в решении проблемы всегда является ее понимание. В Торе есть эпизод с проказой – по закону даже сведущий человек, в данном случае Коэн, первосвященник, не мог сам на себе определить проказу.

Человек не имеет возможности по-настоящему оценить и выявить свой недостаток. В вопросе лечения наркозависимых ведущую роль играет окружение: родственники, друзья и даже коллеги. Поэтому в антинаркотической программе ФЕОРа особое место занимают мероприятия для ближнего круга пострадавшего человека. Не в наших силах в одночасье избавиться от всех зависимостей в мире, но абсолютно точно мы обязаны бороться с ними с полной уверенностью в собственной победе».

За пять лет антинаркотический проект ФЕОРа трижды становился победителем конкурсов Президентских грантов, общая сумма которых составила 8 миллионов рублей. «Результаты программы показывают, что Федерация еврейских общин России гармонично встроилась в антинаркотическую деятельность в нашей стране. Данная социально значимая работа, реализуемая ФЕОР в соответствии с принципами вклада еврейской общины в становление здорового общества, приносит реальную пользу гражданам России. Особенно важно, что антинаркотическая деятельность ФЕОР не ограничивается каким-либо одним направлением, а затрагивает широкий спектр основных вопросов данной проблематики, содействуя, таким образом, развитию именно комплексного подхода к профилактике наркомании и алкоголизма», – отметил руководитель департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными силами, МЧС и правоохранительными учреждениями раввин Аарон Гуревич.

Одним из важных событий антинаркотической программы ФЕОР стало открытие в Севастополе стационарного центра помощи зависимым и их близким, которое состоялось ровно год назад. «Главными принципами нашей работы в данном направлении является поддержание высокого профессионального уровня психологической помощи и предоставление достойных условий пребывания в центре. С этой задачей нелегко справляться, когда речь идет о некоммерческом проекте, ведь мы принимаем в центр всех нуждающихся, в том числе и тех, кто не в силах покрыть расходы за свое пребывание. В прошедшем году наш центр смог принять десятки человек. Это десятки историй, за которыми стоят родители, супруги, дети зависимых, все они получили надежду на новую жизнь. В этом благом деле мы бы не справились без помощи частных благотворителей. Особенно хочу отметить компанию Alibaba Russia (PAL), которая поддержала Севастопольский центр в самый трудный период, а также, с пониманием важности помощи нуждающимся, продолжает поддерживать проект.

Благодаря акции «Рубль в день», проведенной Благотворительным фондом «Нужна помощь», около 400 человек стали постоянно поддерживать проект помощи зависимым и их близким» – рассказал руководитель антинаркотической программы ФЕОР раввин Давид Грановский. Реализуя антинаркотическую программу, Федерация еврейских общин России развивает сотрудничество с профильными государственными учреждениями, правоохранительными органами, пенитенциарной системой и СО НКО, а также с муниципальными органами власти в регионах проведения мероприятий. Исходя из понимания социальной значимости данной деятельности, направленной на профилактику наркомании и алкоголизма в нашей стране, опираясь на опыт и результаты уже проделанной работы, Федерация еврейских общин России продолжает реализацию и развитие своей антинаркотической программы.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил главного раввина страны Берла Лазара с 55-летием.

“Написано у Рамбама (Маймонид) в “Мишнэ Тора”, что мудрецы делают все свои дни подобными праздникам. Потому что в каждом своем действии, даже в быту, ведут себя достойно и красиво, озаряя жизнь духовностью. Также Рамбам говорит, что мудрец любит мир и всегда ищет мира. Именно эти два описания как нельзя лучше характеризуют Вас”, – говорится в поздравлении Бороды, текст которого распространила во вторник пресс-служба ФЕОР.

Президент федерации отметил, что Лазар известен не только глубочайшим знанием Торы, но и общественными делами, стремлениями, общением с каждым человеком, умением объединять людей разных взглядов и с разным жизненным опытом, “показывать им общность, а не разобщенность”.

“Для российской еврейской общины большое благословение иметь такого духовного лидера и наставника, как Вы. Благодаря Вашему самоотверженному служению сегодня мы одна из самых процветающих общин мира”, – говорится в поздравлении.

Раввин Лазар родился 8 сивана (в этом году выпало на 11 июня) 5724 (1964) года в Италии в семье раввина еврейской общины Милана. В 1978 году, окончив еврейскую школу, он поступил в раввинской колледж Нью-Джерси (США). Затем, в 1982 году, продолжил учебу в иешиве (духовной академии) “Томхей Тмимим” в Нью-Йорке и окончил ее в 1988 году с дипломом раввина в звании даяна, религиозного судьи.

Впервые раввин Лазар побывал в России в 1988 году. В 1990-м он становится раввином московской синагоги в Марьиной Роще. С 1995 гола также занимает пост председателя Объединения раввинов СНГ. В 2000 году раввин получает российское гражданство. В том же году на съезде российских еврейских общин он был избран главным раввином России. К настоящему времени под духовным попечительством Лазара возрождены еврейские общины более чем в 350 городах России и СНГ, действуют национальные школы и детские сады, в десятках городов работают раввины, функционируют синагоги и благотворительные организации.

Указом президента России от 30 апреля 2014 года раввин Берл Лазар был награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени.

 

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода направили  в общины поздравления с праздником Шавуот.

«Нередко у людей возникает вопрос: почему Г-сподь даровал Тору именно в пустыне? Казалось бы, если Он хотел дать людям Свой закон, такое важное дело лучше было бы совершить со всей торжественностью, пусть даже немного позже – уже на Святой земле, в Иерусалиме, может быть, даже в Храме! Но мы понимаем, что Б-г все делает с глубоким смыслом. Так и здесь – Он преподал важный урок не только нашим предкам, стоявшим у горы Синай три с половиной тысячи лет назад, но и всем поколениям евреев, в том числе нам с вами! Не секрет, что есть еще немало людей, которые не готовы взяться за изучение Торы и начать соблюдать заповеди прямо сейчас. В оправдание они приводят, казалось бы, вполне объективные причины: «Всю жизнь мы были лишены традиции, не имели физической возможности вернуться к Б-гу и Торе, время упущено, много ли мы успеем, если сейчас, в зрелом возрасте, начнем с самых азов?» А Шавуот учит нас, что эта логика неверна: Тора доступна каждому, в любое время, в любом месте! Ее законы универсальны, они действуют везде, даже в пустыне – и не важно, идет ли речь о материальной пустыне, в которой оказались наши предки, или о пустыне духовной, в которой были вынуждены расти люди в России всего три десятилетия назад. Начинать учить Тору никогда не поздно, и, если это еще не сделано, сейчас, в дни Шавуот, самое лучшее время, чтобы это сделать!», – говорится в поздравлении раввина Берл Лазара

«Это день нашего рождения как народа, именно в Торе заключается наше самоопределение. На протяжении тысячелетий Она не только была источником нашей мудрости, нравственности, но также, несмотря на все перипетии истории, оберегала нас и сохранила единым народом.  Праздник Шавуот не предполагает особенных материальных приготовлений: не нужно убирать дом от квасного, нет необходимости строить сукку, – но требует от нас тщательной духовной подготовки. Начиная с Песаха, мы отсчитывали 49 дней до дарования Торы, каждый день, посвящая определённым духовным качествам и нашей личной работе над их исправлением. В сам праздник принято приходить в синагогу всей семьей, вместе с младенцами и очень пожилыми родственниками, чтобы послушать произнесение Десяти заповедей. В нашей традиции они называются Речениями, в них заключена квинтэссенция всего еврейского закона. В Десяти речениях высказаны основные установки отношений между людьми и между человеком и Б-гом. Только следуя им, возможно построить гармоничное и мирное общество. Еврейский закон адресован не к судьям и юристам, он обращается к каждому человеку, помогая ему организовать свой жизненный путь разумно и праведно», – сказано в письме президента ФЕОР раввина Александра Бороды

Справка

Шавуот – праздник, установленный Торой, отмечается 6 Сивана (в Израиле один день, за пределами Израиля – 2 дня). Также имеет названия Праздник бикурим (первых плодов), Ацерет (собрание) и Праздник дарования Торы. Источник названия Шавуот заключен в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются перед 6 Сивана, который, таким образом, оказывается 50-м днем после Песаха. В этот день Всевышний даровал народу Израиля Тору у горы Синай. Принято читать Книгу Руфь, устраивать праздничную молочную трапезу, а мужчины всю ночь до рассвета учат Тору.

Поделиться
Отправить

Торжественная церемония состоится  4 июня на территории Еврейского музея в Москве, участие в ней примут представители российских государственных структур, дипломатических миссий, Главный раввин России Берл Лазар и Президент Федерации еврейских общин А.М. Борода, председатель Попечительского совета музея В.Ф. Вексельберг.

Первый камень композиции был заложен в Международный день памяти жертв Холокоста 29 января 2018 года при участии Президента РФ Владимира Путина и Премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху.

В рамках церемонии также состоится открытие выставки «Спасший одного спасает весь мир. Праведники народов мира и их истории».

Конкурс на разработку архитектурной композиции проходил с 20 марта по 15 августа 2018 года, всего поступило 98 заявок от архитекторов, скульпторов и художников со всей России; также организаторами было получено несколько заявок из Израиля. Победителем конкурса стал саратовский архитектор Олег Фандеев. По его словам, в основе композиционного решения лежит идея борьбы, силы духа и противостояния – что нашло своё отражение в динамических формах композиции. Монументальная композиция совмещает в себе мраморную стену, воду – символ горя и слёз, напоминание о трагедии, огонь – символ вечной памяти. Масштаб композиции позволит ей стать одной из основных точек внимания на территории музея и дать возможность посетителям лучше узнать историю сопротивления нацистам.  В композицию будет также интегрирован интерактивный экран с картой и информацией о восстаниях в концлагерях и гетто.

Конкурс на разработку архитектурно-скульптурной композиции был приурочен к 75-летию восстания в нацистском лагере Собибор: узники концлагеря проявили невероятное мужество и силу духа, дав отпор угнетателям, рискуя жизнью и не имея практически никакой надежды обрести свободу.

Спонсором проекта выступил В.Ф. Вексельберг (председатель совета директоров ГК «Ренова»), стоимость реализации памятника составила более 18 миллионов рублей.

В состав экспертного совета конкурса вошли: председатель совета директоров ГК «Ренова» В.Ф. Вексельберг, президент Федерации еврейских общин России А.М. Борода, заведующий Центром исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий МГУ С.А. Капков, художник Г. Брускин, директор Музея истории польских евреев «Полин» Барбара Кирштенблатт, основатель и глава Ralph Appelbaum Associates Ральф Аппельбаум.

Поделиться
Отправить

В издательстве «Книжники» к 90-летию Анны Франк вышла книга Менно Метселаара и Пита ван Леддена «Всё об Анне».

Книга, написанная сотрудниками Дома Анны Франк — это не только рассказ об истории девочки, погибшей в нацистском концлагере Берген-Бельзен в 1945 году, автора самого известного подросткового дневника о двухлетнем пребывании ее семьи в потайном убежище в Амстердаме, и ее семье, но также и ответы на самые частые вопросы детей, которые  посещают  Музей Анны Франк. Вопросы относятся как самой Анне и ее семье, так и к глобальным проблемам, связанным с Холокостом.

Ответы на них превращают рассказ о судьбе одной девочки в четкий и понятный рассказ об истории Катастрофы миллионов людей. Книга с множеством фотографий и иллюстраций, стала книгой с самым сложным типографским исполнением в истории издательства.

«Книжники» уже не в первый раз обращаются к истории Анны Франк. В 2012 году издательство выпустило публицистическое эссе Синтии Озик «Кому принадлежит Анна Франк?», в 2016 году — книгу американской писательницы Франсин Проуз «Анна Франк. Книга. Жизнь. Вторая жизнь», рассказывающую о жизни Анны и судьбе ее знаменитого дневника, и опровергающую измышления о фальсификации дневника. В 2018 году издательство «Книжники» выпустило перевод дневника Анны Франк, сделанный знаменитой Ритой Райт-Ковалевой.

Поделиться
Отправить

В дни майских праздников Москву посетила известный американский общественный деятель и писатель, автор шести книг о событиях Второй мировой войны Инге Ауэрбахер. В возрасте семи лет она попала в нацистский концлагерь и три года провела там, пока его не освободили советские войска 8 мая 1945 года. В мае 1946 года ее семья эмигрировала в США. Но живя в Америке, она долго мечтала попасть в Россию и почтить память тех, кто освободил узников лагеря.

«Там не было бабочек»

Ой бабочка! Это так символично! – восклицает пожилая женщина при виде обыкновенной капустницы, порхающей над могилами Новодевичья кладбища, – ведь там совсем не было бабочек, а здесь есть! – Она гордо демонстрирует крупную брошь-бабочку на своем жакете.

Тамэто в концлагере Терезиенштадт, располагавшемся на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии. Она вспоминает, как ее вместе с родителями депортировали в гетто. Это было в 1941 году. Но спокойная жизнь в родном городке Киппенхайм кончилась еще раньше. В ноябре 1938 года в доме Ауэрбахеров разбили камнями все окна. В тот же день полиция арестовала отца и дедушку Инге.

– Мы с мамой и бабушкой прятались в сарае, пока погром не кончился. Но когда мы вышли, оказалось, что всех еврейских мужчин в города увезли в Дахау. Через несколько недель отцу и деду разрешили вернуться домой, но в мае дедушка умер от сердечного приступа, – рассказывает Инге.

Через три года всю семью – папу, маму и семилетнюю девочку увезли в концлагерь. Забрали все вещи, кроме одежды, которая была на них. Еще Инге удалось сохранить свою куклу Марлен, которую она назвала в честь актрисы Марлен Дитрих. Она помнит, как взрослые еще говорили, что это имя не подходит для куклы.

Все три с лишним года, которые Инге пришлось провести в лагере, она была голодна, больна и напугана. Еды было в обрез, картошка ценилась на вес золота. На восьмилетие родители подарили любимой дочке совсем маленькую картофельную запеканку, в которой было чуть-чуть сахара, а на девятилетие — сшитый из лоскутков наряд для куклы. Когда Инге исполнилось десять, ничего подарить не удалось, и мама сочинила своей дочке стихотворение.

«Он спас мою жизнь!»

Инге с большим трудом поднимается на могилу маршала Павла Рыбалко и нежно обнимает его статую.

– Этот человек спас мне жизнь! Мы должны быть благодарными – это очень-очень важно! – повторяет она несколько раз.

Инге ни разу не видела советского маршала лично. Но она всегда точно знала: если бы танковая армия тогда еще генерала Рыбалко не ворвалась в Терезин 8 мая 1945 года или опоздала бы хотя бы на полчаса, спасать было бы уже некого. Немцы уже готовились расстрелять немногих выживших. По воспоминаниям одного из солдат армии Рыбалко, кавалера пяти боевых орденов Наума Левина, освободители Терезина «застали в лагере 11 068 доведенных до крайней степени истощения узников, большинство из которых были больны тифом… Всего в лагерь было привезено 140 тысяч человек. Из них 33 тысячи погибли в лагере, а 88 тысяч были депортированы в Освенцим и убиты там. Детей в Тирезиенштадте было 15 тысяч. До освобождения  дожили лишь 92 ребенка. То есть нельзя даже сказать, что выжил один из десяти. И в числе этих счастливчиков оказалась Инге.

Она кладет на могилу цветы и оставляет камушек по еврейскому обычаю. Просит почитать Теилим.

– Я хотела посетить его могилу и воздать ему почести с тех пор, как узнала, что он умер.  Теперь моя мечта сбылась.

Парад и «Брундибар»

– Вы не видели оперу «Брундибар»? Непременно посетите! – советует Инге, посетившая накануне Мариинский театр в Санкт-Перербурге.

– Ну разумеется, при первой же возможности! – из вежливости отвечаю я, а сам думаю: «Ну что ж, это прекрасно, что гостям северной столицы пришелся по душе местный храм Мельпомены…»

Только потом я узнал, что это не просто удачная пьеса в Мариинке. Премьера этой оперы для детей состоялась зимой 1942 года в детском доме в Чехии. На тот момент композитор Ганс Краса и сценограф Франтишек Зеленка уже были перевезены в Терезиенштадт. К июлю 1943 года почти все дети из первоначального хора и сотрудники приюта были также перевезены в этот концлагерь. Уже в лагере, чтобы как-то себя поддержать узники ставили этот спектакль. Ганс Краса восстановил партитуру по памяти.

Узнав о постановке, нацисты использовали ее в свою пользу: они устроили специальное представление для представителей Красного Креста, чтобы убедить мировую общественность в том, что в лагере хорошие условия жизни. Потом о постановке сняли документальный фильм. Однако по окончании съемок все участники, включая детей и режиссера, были отправлены в газовые камеры Освенцима.

Оказавшись в Москве, Инге Ауэрбахер отправилась сначала в Еврейский музей, где рассказала историю своей жизни, а на следующий день посетила парад на Красной площади в честь Дня Победы.

Она считает, что это очень важно – проводить памятные мероприятия, посвященные Второй мировой войне.

Иудей – значит «благодарный»

Формально Инге не религиозна. Но она живет постоянно преисполненной чувства признательности за свое поистине чудесное спасение. Это чувство она проявляет как по отношению к людям, которые помогали ей и ее семье, так и по отношению к Б-гу. Об этом она говорила на встрече с главным раввином России Берлом Лазаром.

В свою очередь раввин обратил внимание на то, что слово «еврей», которое на Святом языке звучит как йеуди, образовано от глагола леодот – благодарить. Именно чувство благодарности ко Всевышнему переполнило праматерь Лею, когда она родила четвертого сына: «На этот раз я возблагодарю Б-га» (Бытие 29:35). И назван был сын Иуда. В будущем от него произойдет царский род — династия царя Давида. Имя, навсегда ставшее символом красоты, доблести и величия, в основе своей несет качество благодарности, способности помнить добро и отвечать на него добром.

В завершении встречи Инге подарила главе еврейской общины России свою автобиографическую книгу «Я звезда. Дитя Холокоста».

Поделиться
Отправить

Группа еврейских студентов из России 12 мая под эгидой молодежной организации «Яхад» провели Марш жизни в мемориальном комплексе «Аушвиц-Биркенау» рядом с польским городом Освенцим. В памятной церемонии приняли участие главный раввин России Берл Лазар, президент Международного благотворительного фонда СТМЭГИ Герман Захарьяев, раввин синагоги города Поуэй (США, Калифорния) Исроэль Гольдстейн, отразивший атаку террориста 27 апреля.

– Люди, безвинно погибшие здесь, – женщины, дети, старики, мужчины, никому не сделавшие ничего плохого, освятили своей смертью Имя Всевышнего, – подчеркнул в своём выступлении Берл Лазар, – они погибли просто за то, что были евреями. Наши враги хотели уничтожить наш народ полностью, и именно поэтому мы должны восстанавливать еврейскую жизнь, укрепляться в соблюдении заповедей Торы, создавать еврейские семьи! Он подчеркнул, что призыв «Никогда больше» должен подразумевать не только материальную, но, прежде всего, духовную составляющую. Раввин призвал всех людей доброй воли объединиться против человеконенавистнических идеологий. Он отметил, что в последнее время, к сожалению, по всему миру, и, в частности, в Европе растет число проявлений антисемитизма и ксенофобии. Причина тому – забвение трагедии Холокоста и Второй мировой войны.

Акции, подобные той, которую провело в Освенциме движение «Яхад» направлены на то, чтобы противостоять этой опасной тенденции. О противостоянии возрождающейся национальной и расовой ненависти говорил раввин Исроэль Гольдстейн. – Когда террорист, уже застреливший нашу прихожанку, навел на меня пистолет, у меня был выбор: лечь на землю или попытаться предотвратить следующие жертвы. Я бросился на него и закрыл ствол руками, в результате я потерял указательные пальцы на обеих руках. Я призываю всех присутствующих не бояться провозглашать свое еврейство и гордо нести свет Торы людям!

В свою очередь меценат Герман Захарьяев отметил, что акция является также данью благодарности воинам, освободившим как лагерь Освенцим, так и другие лагеря смерти. – Только в ходе освобождения Польши погиб один миллион советских солдат. Это страшная цена победы. Мы пришли сюда, чтобы почтить подвиг освободителей, – сказал он. Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин отметил, что память о Войне и Холокосте сейчас как никогда нуждается в защите, поскольку свидетели тех страшных событий постепенно становится все меньше и меньше.

В завершении церемонии студенты зажгли в честь погибших в концлагере поминальные свечи. Затем колонна студентов во главе с раввинами прошла маршем сквозь лагерь. Участники акции пели «Ам Исраэль хай» – «Народ Израиля жив». Марш жизни — ежегодно проходящая акция в мемориальном комплексе «Аушвиц –Биркенау». Таким образом демонстрируется победа жизни, рассказывается о Холокосте, привлекается внимание мирового сообщества к вновь возникающим проблемам ксенофобии и антисемитизма. Российские студенты ежегодно ко дню Победы участвуют в этой акции, в 2019 году 1000 студентов со всех регионов России прошли маршем жизни 12 мая.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации Еврейских общин России Александр Борода направили поздравления с Днем Победы ветеранам Великой Отечественной войны и еврейским общинам страны.

Главный раввин поблагодарил ветеранов войны, отметив, что нынешнее поколение преклоняется перед их подвигом, перед их мужеством, перед их самопожертвованием. «Наши мудрецы учат, что каждый праздник – это не только воспоминание о делах прошлого, но, прежде всего, возможность пережить самим то, что думали и чувствовали наши предки. А это значит, что, когда мы говорим о великой Победе – мы должны не только сказать огромное «спасибо» поколению победителей, но прежде всего, спросить самих себя, все ли мы сами делаем для того, чтобы дело, за которое они сражались, процветало здесь и сейчас, в нашем и в будущих поколениях», – отметил Берл Лазар.

Раввин подчеркнул, что после войны и Холокоста еврейский народ сформулировал лозунг: «Никогда больше!» Наши ветераны сражались и жертвовали собой за то, чтобы никогда больше не было войн, не было массовых убийств.

В свою очередь раввин Александр Борода, обратившись к ветеранам, сказал: «Жизни миллионов людей, их счастливое детство и юность, спокойная старость – Ваша заслуга! Вам выпала тяжелая судьба, годы лишений и страданий, потери близких, но вы с мужеством пережили все тяготы во имя победы добра над злом!» Он призвал граждан провести этот праздник в кругу семьи, вспомнить павших, рассказать своим детям о подвигах их прабабушек и прадедушек. «Пусть в наших детях воспитывается уважение к героям, любовь к Родине, бережное отношение к миру», – отметил он.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выступил с заявлением в связи с ракетной атакой на гражданские объекты Израиля из сектора Газы.

За прошедшие двое суток террористическая группировка ХАМАС выпустила по мирным жителям 690 ракет, 240 из которых перехвачено оборонительной системой «железный купол». Погибло четыре человека, около 140 получили ранения. Утром 6 мая поступила информация о достигнутом соглашении о прекращении огня.

«В который уже раз внимание мирового сообщества приковано к сектору Газы, к новым атакам террористов против еврейского государства, к ответу Израиля на эту новую вспышку террора. Можете быть уверены, что наши сердца сейчас с родными жертв палестинского терроризма, что мы молимся за скорейшее выздоровление раненых, за то, чтобы наши братья обрели, наконец, мир и надежную безопасность» – говорится в сообщении раввина.

Берл Лазар подчеркнул, что никакие «компромиссы» заведомо не имеют смысла, поскольку это то же самое, что призывать к переговорам с серийными убийцами. Глава еврейской общины России напомнил, что, когда правительство Израиля решило отдать сектор Газы под управление местных лидеров, им, в частности, достались десятки процветающих сельскохозяйственных поселений. Еврейские жители этих поселений были эвакуированы. Вместо того, что использовать здания, технику, развитую инфраструктуру – палестинцы просто все разграбили и разрушили, а полученную землю превратили в базу для терроризма. «Это ясный ответ приверженцам идеи «политического компромисса» – тем, кто годами твердит нам, что палестинцы занимаются террором, потому что у них нет денег, нет работы, нет прав… Один раз им всё преподнесли на золотом блюде – результат виден всем, у кого есть глаза», – завил Берл Лазар.

Раввин осудил использование гражданского населения сектора Газа в качестве живого щита, указав, что террористы «из-за спин женщин и детей подло стреляют в женщин и детей по другую сторону границы». Он призвал все цивилизованные страны однозначно признать террористическими организациями любые партии и группировки, которые убивают мирных людей ради достижения своих целей. «Террористы всегда остаются террористами, какими бы высокими словами они ни прикрывались. А единственное средство остановить террористов – это повсеместно поставить их вне закона», – заключил главный раввин России.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции