Борух Горин

Почему нельзя начать что-то новое, не переосмыслив прошлое, и как пришел к раскаянию египетский фараон? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваэра и рассказывает о фароне как о личности.

 

Поделиться
Отправить

По части истории

23 января, 12:09

Россия — великая объединительница народов. По части истории. Литва, поддерживающая Польшу в исторических оценках причин и результатов Второй мировой войны, и из-за этого президент не едет в Иерусалим — круть! Предлагаю провести в Вильнюсе — сам город послужит прекрасной декорацией на тему этих самых итогов. Да и Львов сойдёт.

Кстати, тут, в пресс-центре Яд ва-Шем, польская речь со всех сторон. Будет весело.

Страшно представить себе, какие торжества пройдут в 2025-м!

Обиднее всего за Яд ва-Шем. Но это всё не сегодня началось. Яд ва-Шем входит много лет в обязательную программу визитов глав государств. Обязательную! Теперь вот освоен маршрут Старый город-Рамалла-Яд ва-Шем. Хотя — довольно старый маршрут, упаси нас Всемилостивый от повторения.

Мировые лидеры на 5-м Всемирном форуме памяти Холокоста в Иерусалиме, 22 января 2020 года
Поделиться
Отправить

Что происходило с евреями в Египте между смертью Йосефа и рождением Моисея? Почему смена династии фараонов породила недоверие к евреям и привела к их порабащению? И как сохранился еврейский народ в Египте в эти годы? Ответы на эти вопросы в недельной главе Торы Шмот ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

 

Поделиться
Отправить

О чем говорил перед смертью праотец Яаков со своими сыновьями? Почему его завещание легло в основу апокрифических книг? И что вообще можно понять из пророчества Яакова? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин пытается найти ответы на эти вопросы в недельной главе Вайехи.

 

Поделиться
Отправить

Чем закончилась «коллизия» Йосефа с его братьями в Египте, в частности — его конфликт с Иудой? Почему праведность Йосефа оказалась практически несовместимой с нашим миром? И чем жизненный подход Иуды похож на историю еврейского народа? Об этом в недельной главе Ваигаш читает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

 

 

Поделиться
Отправить

Удобные мишени

29 декабря 2019, 13:20

Эти евреи в меховых древних шапках. Эти евреи в уже немодных шляпах. Эти евреи в ритуальных кипах.

Как лату, носят они свое еврейство. На них сначала рисуют карикатуры. Их изображают в предвыборных клипах, комментируя хорошо поставленными голосами, что от них все беды. В них направляется хорошо поставленная юдофобия.

И на них нападают. Не ошибешься.

Вчера вечером в их дом в Монси, что в Нью-Йорке, ворвался афроамериканец с мачете. Успел ранить несколько человек, пока его обратили в бегство.

Это был десятый антисемитский инцидент в Нью-Йорке за неделю. Все инциденты были связаны именно с ними. Их оскорбляли, толкали. И вот — резали.

Сами виноваты! Чего они выделяются своей нелепой одеждой? Чего они?

Они? Они это мы. Они это я. Любой человек, на которого набросились из-за того, что он еврей — это я.

И им меня не заставить перестать быть собой.

Поделиться
Отправить

Давал ли Йосеф советы фараону или просто разгадывал его сны? Были ли эти сны знаком Всевышнего? И насколько серьезно вообще следует относиться ко снам? Ответы на эти вопросы ищет в недельной главе Микейц главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Поделиться
Отправить

Символ света

22 декабря 2019, 14:06

Ханука в последние годы стала одним из самых узнаваемых еврейских праздников. В том числе в России. Связано это и с публичным возжиганием ханукальных светильников, менор, на площадях многих городов нашей страны. Но, думается мне, главный секрет всё же в универсальности символов и смыслов этого «праздника огней».

Напомним вкратце историческую и традиционную канву Хануки. В IV веке до н.э. Александр Македонский захватывает Святую землю у персов, которые тогда ее контролировали. Это приводит к нескольким последствиям как для Святой земли, так и для еврейской истории. Во-первых, с того времени евреи начинают достаточно глубоко соприкасаться с греческой цивилизацией. Можно вспомнить, что называемая Библией книга в общечеловеческом, общецивилизационном плане — это греческий перевод Септуагинта, который стал возможным только благодаря этой военной победе Александра Македонского.

К слову, Александр Македонский в еврейских источниках почитается очень хорошим царем и вполне приемлемым завоевателем на фоне остальных. В первую очередь потому, что проявлял огромную мудрость в ненавязывании неких государственных религий. То есть он считал, что каждая захваченная территория должна существовать в рамках своей религиозной традиции, и поэтому для местных, для уклада их религиозной жизни с приходом Македонского ничего не менялось.

В еврейской традиции это приобрело один очень любопытный оттенок: по талмудической легенде, в благодарность евреи в год после завоевания Македонским Страны Израиля назвали всех новорожденных мальчиков Александрами, и с тех пор это имя стало популярным у евреев. В разных своих формах, в таких как Сендер, оно и сейчас достаточно распространено.

Однако всё это замечательное полиэтническое, полирелигиозное единство, как мы помним из истории, было подвергнуто огромным испытаниям после того, как Македонский умер и его военачальники, полководцы в разных частях его огромной империи стали самостоятельно править этими землями. Не прошло и 140 лет, как Израиль достался Селевкидам. Это была хоть и греческая династия, однако больше имевшая отношение к Азии, к южной Турции, так называемой Антиохии. Династию эту называют греко-сирийской.

При Селевкидах всё было по-прежнему до тех пор, пока к власти не пришел Антиох IV, называемый Епифан, имя которого еврейские мудрецы интерпретировали как «Безумный». Он решил навести порядок, а именно — привнести единую веру во все провинции своей страны.

Захватчики начали религиозные гонения на иудаизм и в конце концов осквернили Храм в Иерусалиме. Это стало последней каплей, и началось народное восстание, завершившееся победой восставших, очищением и обновлением Храма. Символом обновления в еврейской традиции считается чудо с маслом для храмового светильника. Найденного единственного кувшинчика должно было хватить на один день, но масло горело восемь дней, необходимых для изготовления нового.

В память об этом главным ритуалом Хануки стало возжигание на протяжении восьми дней ханукальных свечей — в первый день одной, а затем по нарастающей: в восьмой день восемь свечей. Это первый универсальный символ Хануки — свет, перед которым отступает тьма.

Маккавеи, вожди восстания, кстати, стали почитаемыми героями в христианстве, символом несгибаемости веры. Казалось бы, без единого шанса на удачу они одержали победу. Вот вам и второй универсальный урок Хануки — несгибаемая Вера. Жертвы инквизиции и сгинувшие в ГУЛАГе во имя веры — они и были новыми маккавеями, и пример маккавеев их вдохновлял. Можно убить, но нельзя сломить.

Но, главное, Ханука стала символом возвращения и обновления достоинства народа. Пока люди помнят, они не побеждены. Захватчики и внутренний враг может одерживать победу за победой, но им не победить, пока люди помнят свой Храм и свой Иерусалим. Сто лет пройдет или двести, или даже тысячелетия — но они вернутся, и зажжется огонь Меноры.

Известия

Поделиться
Отправить

Братья решают убить Йосефа. Какую роль в этой истории сыграл Яаков, любивший Йосефа больше других сыновей? И почему комментаторы Торы на протяжении веков искали причины страшного преступления в поступках Яакова и Йосефа, а не в самих братьях? Об отцовской любви и наказании без вины главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает в недельной главе Торы Вайешев.

Поделиться
Отправить

Как Яаков готовится к встрече с Эсавом после двадцатилетней разлуки? Чего боится Яаков накануне воссоединения с братом? В чем метафизический смысл их встречи? И почему эта история стала символом нереализованных надежд? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает и комментирует очередную недельную главу Торы Ваишлах.

Поделиться
Отправить

Верьте только делам.

1. Подписал передачу территории Бахметьевского автобусного парка общине. Там теперь Еврейский музей, две школы, благотворительный центр, поликлиника.

2. Инициировал имеющее огромное символическое значение строительство изначального купола над Хоральной синагогой.

3. Каждый год подписывал разрешение на проведение Хануки на Манежке и лично участвовал в церемонии зажигания Меноры.

Спасибо за это, Юрий Михайлович. Покойтесь с миром!

Поделиться
Отправить

Почему Яаков, впервые увидев Рахель у колодца, сразу поцеловал ее? Насколько их чувства были сильны, и почему Яаков женился не на Рахели, а на Лее? И какую роль во всем этом играют овцы? Ответы на эти вопросы ищет в недельной главе Вайеце главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

 

Поделиться
Отправить

Выбор редакции